Примеры решения задач по административному законодательству РБ

страница 13

  • механизм лизинга стимулирует увеличение финансовых ресурсов банков за счет скорости их оборачиваемости. По сути, банки рефинансируют лизинговые договоры. При благоприятной кредитной и налоговой политике лизинг позволяет обновить основные средства производства фактически без участия государства;

  • лизинг помогает ускорить процесс приватизации в стране. Таким образом, создание благоприятных условий по расширению рынка лизинговых услуг и сбыта новейшего оборудования оказывает благоприятное воздействие на экономику в целом.

Вместе с тем следует учитывать и присущие лизингу недостатки:

  • Отрицательной стороной лизинга является его относительная дороговизна для лизингополучателя, если сравнить затраты на лизинг с покупкой имущества в собственность за счет собственных или заемных средств.

  • При устаревании оборудования в связи с научно-техническим прогрессом лизинговые платежи (если лизинг финансовый) приходится вносить до окончания договора.

  • Мировая практика свидетельствует, что лизинговые операции относятся к операциям с достаточно высокой степенью риска. Для лизинга характерен больший риск по сравнению с продажей оборудования в кредит. Риск состоит в том, что лизингодатель не может ограничить принятие лизингополучателем дополнительных долговых обязательств и в случае банкротства последнего не вправе востребовать свое имущество. А также банкротство лизингодателя и удовлетворение взысканий третьих лиц по обязательствам лизингодателя не может быть основанием изъятия объекта лизинга у лизингополучателя, если им не были нарушены условия договора лизинга (п. 18 Положения о лизинге).

  • В деятельности лизинговых компаний используются банковские кредиты, поэтому они становятся слишком зависимы от внешнего источника -финансового учреждения (кредитора).

  • Кредитные учреждения вынуждены нести дополнительные затраты в связи с правом лизингополучателя выбирать объект лизинга и продавца лизингуемого имущества, т.к. банк как лизингодатель или специализированная лизинговая компания в целях снижения своих рисков должны создавать в своей структуре отдел технического анализа, который может оценить финансовое положение лизингополучателя и технико-экономическое обоснование проекта, а также целесообразность сделанного лизингополучателем выбора. Дополнительные затраты ведут к удорожввюо лизинговых услуг для клиентов банка.

  • Если кредитная организация выступает в роли лизингодателя, ее не всегда устраивает то, что право собственности на лизинговое имущество остается за лизингодателем.

  • В условиях нестабильной экономической ситуации в стране увеличивается риск невыполнения лизингополучателем своих обязательств по последующему выкупу объекта лизинга, что приводит к замораживанию на балансе кредитной организации на балансе кредитной организации низколиквидных, но дорогостоящих активов и ухудшению финансовых показателей банка.

  • Лизингодатель как собственник имущества должен контролировать Состояние объекта лизинга, правильность его эксплуатации, что связано с дополнительными затратами на технический персонал.

  • Основной проблемой лизингодателей в Беларуси являются неплатежи.

  • Лизинговая сделка может быть притворной, т.е. прикрывающей по своей сути сделку купли-продажи в кредит (фиктивный лизинг). В данном случае сумма «лизинговых платежей» оказывается в распоряжении лизингодателя раньше истечения полного (или конкретно зафиксированного значительного) срока амортизации оборудования. Этот факт позволяет считать, что оборудование продано в кредит, при котором налоговые обязательства другие.

Вместе с тем большинство перечисленных выше недостатков вполне устранимо при наличии определенного ряда условий.

Во-первых, субъекты, вступающие в лизинговые отношения, должны быть достаточно грамотны и компетентны, хорошо знать законодательство и выработать определенные методы работы в условиях экономического кризиса и инфляции. Такими компетентными организациями в нашей республике являются опытные лизинговые