страница 7

или услуги не предусмотрены тарифами – оплачиваются по соглашению. Перевозчик вправе удерживать грузы в обеспечение уплаты провозной платы.

Автомобильные перевозки. Различают городские, пригородные, междугородние и международные автомобильные перевозки грузов. По характеру связи с клиентурой – централизованные и децентрализованные. В первом случае договор заключается с грузоотправителем, во втором автотранспортное предприятие заключает договор с каждым из грузополучателей.

Плата определяется тарифами, расчеты производятся заказчиками. За некоторыми исключениями провозная плата вносится до того, как груз сдан к перевозке. Сроки перевозки устанавливаются только в междугородным сообщении. Выдача груза производится на складе грузополучателя.

Воздушные перевозки. Ст.105 Воздушного кодекса – договор удостоверяется грузовой накладной; отправитель отвечает за правильность сведений в грузовой накладной; отправитель вправе получить обратно сданный к отправке груз, изменить получателя, вправе распорядиться грузом в случае непринятия получателем. Провозная плата определяется тарифами и взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки. Плата взимается при выдаче грузовой накладной. Срок доставки определяется по расписанию движения самолетов, исчисляется с 0 часов следующего за приемкой груза дня. Получатель извещается не позднее 12 часов по доставке. Груз выдается на складе перевозчика. Получатель вправе отказаться о приемки, если груз поврежден так, что не может быть использован по прямому назначению.

Внутренневодная перевозка. Осуществляется самоходным и несамоходным флотом. Существуют прямые и местные перевозки (местные осуществляются портовым флотом, перевозчик – флот, в остальных случаях – пароходство). При невнесении платы отправителем окончательные расчеты производятся в порту назначения. Если нет условий для хранения груза, а получатель не явился, то груз может быть доставлен за счет получателя на ближайший склад; пароходство должно уведомить отправителя о неявке получателя. За простой груза с отправителя взимается штраф.

Морские перевозки. Существуют перевозки в малом каботаже (между портами одного моря), в большом каботаже (между портами разных морей) и перевозки в заграничном сообщении. Перевозчик – пароходство. Договор может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, его части либо определенных судовых помещений – договор фрахтования судна (чартер); заключается между фрахтовщиком (перевозчиком) и фрахтователем (отправителем). Коносамент составляется перевозчиком, подписывается капитаном судна и выдается грузоотправителю. В отличие от транспортной накладной коносамент является товарораспорядительным документом и составляется в двух экземплярах (один следует с грузом). Чартер – консенсуальный договор. Различают генеральный (перевозка грузов за необходимое количество рейсов), рейсовый (за один рейс), тайм-чартер (предоставление судна на определенный срок), дейли-чартер. Провозная плата определяется тарифами или по соглашению, сроки – нормативно или по соглашению.

Получатель обязан принять и вывезти груз. Если получатель не явится или отказался от принятия – груз сдается на хранение. Если отправитель полностью не оплатил провозную плату, груз может быть реализован в установленном порядке.

Нарушение договора – основание для привлечения виновной стороны к имущественной ответственности. Основания и объем – ст.750: перевозчик не обеспечил сохранность груза, просрочил доставку груза. Несохранность – утрата, недостача. порча, повреждение груза. Утрата – не только гибель, но и выбытие груза из обладания перевозчика, невозможность выдать получателю по истечении установленных сроков, выдача груза неуправомоченному лицу. Груз признается утраченным при истечении сроков из транспортных уставов (при железнодорожной перевозке – по истечении 30 дней с момента срока для доставки). Перевозчик несет ответственность за несохранность груза с момента принятия груза к перевозке до передачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение груза вызваны обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п.1 ст750) – т.е. перевозчик отвечает за свою вину и должен доказать свою невиновность (исключение из общего правила ст.372 ГК).

Вина перевозчика презюмируется, исключение – ст.161 Кодекса торгового мореплавания: при перевозках в заграничном сообщении перевозчик не отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что они произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном (навигационные ошибки). Перевозчик отвечает за упущения этих лиц лишь при приемке, погрузке, хранении, выгрузке и выдаче груза (коммерческие ошибки).

Могут быть предусмотрены случаи, когда доказывание вины перевозчика возлагается на получателя или отправителя – ст.149 Устава железных дорог, ст.192,193 Устава внутреннего водного транспорта, ст.162 Кодекса торгового мореплавания. Правовое значение обстоятельств различно: одни полагают, что они являются основанием для освобождения от ответственности при одной лишь ссылке на них, другие – только если доказан факт того, что это результат рассматриваемых обстоятельств, а не вины перевозчика.

Ч.2 ст.43 Закона «О железнодорожном транспорте» – законодательными актами РБ и Уставом железнодорожного транспорта общего пользования могут быть предусмотрены основания для освобождения от ответственности перевозчика за несохранность груза или багажа. За несохранность груза перевозчик несет ограниченную ответственность – обязан возместить только реальный ущерб; по п.2 ст.750 ущерб возмещается в размере стоимости утраченного или поврежденного имущества (на какую сумму уменьшилась стоимость), если груз сдан с объявлением его ценности – в размере заявленной стоимости. Стоимость определяется исходя из